Пример 1. Социальные психологи исследовали одну секту, которая проповедовала конец света. Товарищи сектанты залезли в бомбоубежище на 40 дней, будучи уверенными, что мир под угрозой. Выбравшись оттуда и обнаружив, что ничего не изменилось, они быстро нашли всему объяснение. Все дело в том, что они спасли весь мир! А значит они молодцы, можно и дальше пропагандировать своё учение. Пример 2. Чтобы продать товар, о котором никому ничего не известно, продавец называет его: популярным, широко известным, бестселлером! Так у продавца в мозгу возникает конфликт 2-х разных мнений о себе: "Я человек хороший - Я вру". Именуется он Когнитивный Диссонанс (КД) и активизирует в мозгу те же зоны, что отвечают за страдания и боль. Если человек не мазохист, то он стремиться избегать КД. И самое простое, что можно для этого сделать, - это переоценить собственные действия, или изменить своё мнение наиболее выгодным для себя способом. Так человек, избавляясь от диссонанса, сам искренне начинает верить в то, что он прав и его товар, учение, религия - реально великие. Так уж устроен мозг, если мы имеем какие-то убеждения, то стараемся их подтверждать, иначе испытываем страдания. А когда сталкиваемся с чем-то противоречащим нашим убеждениям, то мозг смягчат это, находя удобное объяснение. Так человек, испытывающий зависимость от алкоголя или сигарет, и знающий о вреде этих пагубных привычек, будет избегать информацию об их вреде (эффект страуса) и сам себе объяснит полезность их употребления. Если же человек имеет убеждения: все мужчины козлы, а дамы -змеи, а нормальные деньги честным трудом не заработать, то для изменения этих убеждений, придётся столкнуться с КД, а значит со страданиями... Вот почему, многие «предпочитают» ничего не менять... КД широко используется для манипуляции публикой. Например фразы: «если ты такой умный, то почему ты такой бедный!» - вызывает КД и чтобы, сгладить его, человеку предлагается приобрести тот или иной продукт. Или если назвать нечто хитом, открытием года, трендом - то у человека ничего не знающего об этом тренде, возникнет ощущение, что он отстаёт... И как вариант, чтобы сгладить диссонанс - он присоединится к любителям нового тренда. #когнитивный_диссонанс
top of page
bottom of page
Comments